Сервисное обслуживание торгового холодильного оборудования Ранее нами отмечалось, что структура сервисной сети по обслуживанию торгового холодильного оборудования состоит в основном из специализированных фирм, созданных на базе бывшего комбината холодильного оборудования. Эти фирмы, сохранив часть специалистов-механиков, приторговывают оборудованием и фактически трансформировались в мелких дилеров. В свою очередь, помимо специализированных фирм ремонтно-сервисные подразделения возникли и у большинства фирм- продавцов торгового холодильного оборудования. Структура и технические возможности этих подразделений напрямую зависят от «солидности» фирмы-продавца, разнообразия ассортимента предлагаемого оборудования, наличия хорошо отлаженных устойчивых связей с производителями. Но, тем не менее, несмотря на такое обилие ремонтно-сервисных организаций система обслуживания холодильного оборудования в настоящее время перестала быть комплексной, т.е. включающей в себя все этапы: от проведения монтажных и пуско-наладочных работ, технического обслуживания до периодического сервисного обслуживания в течении гарантийного срока. Всю цепочку ремонтно-сервисных мероприятий условно можно разделить на два этапа: обслуживание в период гарантийного срока и по его окончании. Практически все фирмы-продавцы выдают покупателю гарантийные талоны на определенный срок и предлагают провести монтажные и пуско-наладочные работы, что является условием принятия проданного оборудования на гарантию. Стоимость проведения таких работ колеблется в среднем от 5 до 10% — для холодильных витрин и шкафов, и от 15 до 30% — для холодильных камер. Но забывается при этом, что даже в период гарантии холодильному оборудованию требуется регулярное техническое обслуживание, договора на проведение которого покупатели, как правило, заключать не хотят. Владелец оборудования обращается на фирму только в случае выхода оборудования из строя. В этом случае фирма-продавец предлагает произвести полную замену агрегата или вышедшего из строя блока, что стоит значительно дороже, чем обошелся бы ремонт на специализированном комбинате при наличии соответствующей производственной ремонтной базы в старые времена. По окончании срока гарантии владелец оборудования заключает договор на послегарантийное обслуживание с сервисной организацией или же обращается к знакомому механику-холодильщику (на «договорной» основе), который в зависимости от своей квалификации и видения обязанностей с определенной периодичностью (или же только по вызову) будет проводить те или иные виды работ. Последний вариант наиболее характерен для владельцев небольших продовольственных магазинов.
Ниже приведен перечень необходимых работ и правил, которые необходимо знать директору магазина, чтобы потребовать их своевременного выполнения как от обслуживающей организации, так и от персонала магазина. Дело в том, что сервисные службы сталкиваются сейчас с недопониманием технической сложности обслуживания холодильного оборудования со стороны покупателей. Покупатель новых изделий считает, что поскольку оно работает от сети 220В, то достаточно включить его в розетку, как бытовой холодильник. В результате не проводится обязательный комплекс пуско-наладочных работ, и, как следствие, предъявляются претензии к работе оборудования. Специалисты знают, что тестирование агрегата, наладка ТРВ и всей холодильной системы являются обязательными при подключении нового изделия. Итак, предлагаем некоторые правила эксплуатации торгового холодильного оборудования. Эти правила изложены в техническом паспорте каждого изделия (по крайней мере отечественного), но не всегда им следуют. И напрасно. Срок службы торгового холодильного оборудования и безотказность его работы зависят от соблюдения правил его эксплуатации, содержания в чистоте, использования по прямому назначению. Основными условиями бесперебойной работы холодильного оборудования являются: — высокое качество монтажа; — квалифицированное техническое обслуживание; — выполнение всех правил эксплуатации персоналом магазина. Монтаж, то есть подготовка и пуск в работу холодильного оборудования, должен производится механиком, имеющим удостоверение на право проведения таких работ и обслуживания холодильных агрегатов. Техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования должны производится специализированными ремонтно-монтажными фирмами, имеющими лицензию на право проведения таких работ. Для безотказной работы оборудования рекомендуется не реже одного раза в месяц проводить техническое обслуживание и каждые 6 месяцев – текущий ремонт. Особое внимание нужно обратить на обязательное заземление холодильных агрегатов и пусковых приборов. Заземление должно периодически проверяться.
В понятие техническое обслуживание входит (на примере отечественного оборудования):
1. Проверка комплектности и технического состояния изделия. Проверка производится внешним осмотром и сводится к проверке наличия составных частей изделия, устранению провисанию проводов, креплению сливного шланга и втулок, щитка испарителя и ограждения машинного отделения. 2. Проверка надежности крепления и отсутствие механических повреждений защитного заземления (зануления). 3. Осмотр электроаппаратуры, приборов автоматики и затяжка электроконтактных соединений. 4. Проверка положения регулировочного винта автоматического выключателя (производится визуально). 5. Проверка работы освещения (сводится к трехкратному включению и выключению тумблера «свет»). 6. Проверка работы системы оттаивания испарителя и стока конденсата (производится нажатием кнопки терморегулятора до упора). 7. Очистка от пыли и грязи конденсатора холодильной машины. 8. Проверка герметичности холодильной системы (производится в местах сварных и разъемных соединений). 9. Проверка температурного режима и его настройка (сводится к замеру температуры в центре охлаждаемого объема).
В понятие текущий ремонт входит:
1. Проведение работ, предусмотренных техническим обслуживанием. 2. Проверка контактов магнитного пускателя и контактных соединений. 3. Очистка конденсатора холодильного агрегата от загрязнений. 4. Проверка сопротивления между зажимом «земля» и металлическими частями шкафа, которые в результате нарушения изоляции могут оказаться под напряжением. 5. По результатам дефектации: замена или ремонт холодильного фильтра-осушителя и приборов автоматики.
В период между техническим обслуживанием и ремонтами, персоналом торгового предприятия должны проводится следующие работы:
— контроль за состоянием изделия, правильной его загрузкой и установкой щитков, системой отвода конденсата; — визуальный осмотр машинного отделения, при котором проверяется герметичность трубопроводов (появление следов масла в разъемных соединениях указывает на утечку хладагента); — ежедневная чистка и протирка изделия после окончания работы; — удаление снеговой «шубы» (слоя инея толщиной более 3 мм); — визуальный контроль за температурой в охлаждаемом объеме по термометру. От качества этих работ в значительной мере зависит надежность работы оборудования и снижение затрат на его эксплуатацию. Оборудование следует содержать в чистоте. Наружная часть его должна периодически протираться слегка влажной фланелью и вытираться насухо. Внутренние стенки каждую неделю необходимо промывать чистой водой с мылом, затем чистой водой и насухо вытирать. В целях достижения минимальных потерь холода раздвижные створки витрин и прилавков, двери холодильных шкафов и камер рекомендуется открывать только в случае надобности и на короткий срок. Загрузка охлаждаемого объема оборудования продуктами производится после пуска холодильного агрегата, при достижении в нем требуемых температур. В витринах, шкафах пищевые продукты укладываются с зазором и таким образом, чтобы расстояние до стекол или стенок было не менее 40 мм. Несоблюдение этого требования отрицательно влияет на температурный режим. К эксплуатации холодильного оборудования должны допускаться лица, прошедшие техническое обучение и инструктаж по технике и безопасности, знакомые с его устройством и правилами эксплуатации. Запрещается работа холодильного оборудования со снятыми или неисправными приборами автоматики, с открытыми щитками машинного отделения, а также при повреждении изоляции электропроводов и обрыве заземляющего провода. Как видно правила достаточно просты. Для их выполнения необходимо лишь их знать и допускать к оборудованию квалифицированного механика, желательно, имеющего лицензию на право проведения таких работ. В большей части это относится к отечественному оборудованию.
Если же говорить о традиционных причинах, негативно влияющих на работоспособность оборудования, то специалисты сервисных служб отмечают следующие:
1. Использование холодильного оборудования в перенапряженном режиме. В первую очередь это относится к холодильным витринам, служащим для демонстрации товара, а не для его хранения. Перегрузка витрин по уровню выкладки товара в демонстрационном объеме, ведет к перенапряженному режиму работы агрегата, что способствует уменьшению срока его службы. Высота загрузки при выкладке товара в холодильных или морозильных витринах не должна превышать 150 мм над уровнем поддона. 2. Практически все холодильное оборудование рассчитано на работу при температуре окружающего воздуха до +25?С. В летних условиях температура в торговых помещениях доходит до +30?С и выше. Это также отрицательно влияет на работу агрегата. Пренебрежение или экономия на установке дополнительных вентиляционных систем или систем кондиционирования может привести к поломке холодильного оборудования. 3. Не периодичность проведения профилактических работ. Это особенно характерно для весенне-летнего периода, когда пухом и пылью забивается машинное отделение.
Для того чтобы продлить срок службы оборудования и максимально уменьшить затраты на его ремонт необходимо выполнять не такие уж сложные правила по его эксплуатации и обслуживанию, как персоналом магазина, так и обслуживающим его механиком. |