Наилучшим вариантом при замене хладагента является использование хладагента того же типа, которым была заправлена система. Компрессоры Данфосс предназначены для работы с хладагентами R12, R22, R502, R134a, R404A/R507/R407° C, а также с горючими хладагентами R290 и R600a.
Хладагенты R12 и R502, применение которых ограничено Монреальским протоколом, используются в немногих странах и вскоре будут сняты с производства. Безопасный для окружающей среды хладагент R134a во многих установках заменил хладагент R12, а хладагенты R404A и R507 заменили хладагенты R22 и R502.
Горючие хладагенты R290 и R600a
Максимальная заправка горючих хладагентов в соответствии с действующими стандартами не должна превышать 150 г. Этими хладагентами заправляются только небольшие холодильники. Горючие хладагенты должны использоваться только в системах охлаждения, отвечающих требованиям стандарта EN/IEC 60335-2-24 или —2-89, включая требования к горючим хладагентам и техническому персоналу в части обращения с горючими веществами. В эти требования входят умение обращаться с инструментами, знание правил транспортировки компрессоров и хладагентов, а также правил техники безопасности.
Использование открытого огня или электрических приборов вблизи места работы с горючими хладагентами R290 и R600a также регламентируется действующими правилами. Системы охлаждения с горючими хладагентами необходимо открывать только с помощью резчика труб.
Замена хладагентов R12 или R134a на хладагент R600a не допуска ется, так как хол одильники не имеют разрешения на работу с горючими хладагентами, а их устройства защиты не проверены в соответствии с действующими стандартами. То же самое относится к замене хладагентов R22, R502 или R134a на хладагент R 290.
При внедрении новых, безопасных для окружающей среды, хладагентов R134a и R404A были внедрены также смеси хладагентов. Они менее опасны, чем широко использующиеся ХФУ-хладагенты R12 и R502. Во многих странах смеси хладагентов было разрешено применять в течение ограниченного периода времени, что означает, что они не были широко распространены и заправлялись только в небольшие герметичные системы охлаждения. Применение этих хладагентов в серийной продукции не приветствовалось, но при замене хладагентов они использовались довольно часто (см. таблицу).
Дозаправка
Этот термин используется при добавлении в действующую систему охлаждения другого хладагента, отличающегося от заправленного в систему. Проблем с дозаправкой можно избежать, если работа системы с новым хладагентом будет непродолжительной.
В качестве примера можно упомянуть, что для улучшения возврата масла в компрессор в системы с хладагентом R22 часто добавляется небольшое количество хладагента R12. В некоторых странах добавлять хладагент в системы с ХФУ-хладагентами (R12, R502) не разрешается.
Добавка
Этот термин означает, что при техническом обслуживании установки примерно 90% заправленного в систему минерального масла сливается и заменяется синтетическим маслом. При этом устанавливается фильтр-осушитель подходящего размера. Кроме того, система заправляется другим хладагентом соответствующего типа (например, смесью хладагентов).
Ретрофит (модернизация)
Этот термин используется при замене ХФУ-хладагентов безопасными для окружающей среды ГФУ-хладагентами. В этом случае система охлаждения промывается, а старый компрессор заменяется новым, способным работать с ГФУ-хладагентами. Масло в компрессоре заменяется на соответствующее полиэфирное масло. Масло необходимо сменять несколько раз после кратковременной работы системы. Также рекомендуется заменять фильтр-осушитель. При замене масла необходимо получить разрешение у предприятия-изготовителя.