Трудности, возникающие при запуске компрессоров и низких температурах
В холодильных установках с конденсаторами воздушного охлаждения необходимо, чтобы давление конденсации сохранялось на уровне, не смотря на низкие наружные температуры, с целью подержания давления на входе в ТРВ и сохранения стабильного расхода хладагента, исключающего нежелательное падение давления кипения. При оборудовании установки системой регулирования конденсации, а впоследствии — при запуске компрессора может возникнуть другая опасность. Рассмотрим пример (рис. 31.1)
Допустим, наружная температура составляет 6 С. Конденсатор, расположенный снаружи, долго не функционировал, в результате чего температура хладагента составила также 6 С. Согласно соотношения температуры и давления для R22, давление при 6 С в высоконапорной части контура достигнет 5 бар. Это означает, что при запуске компрессора давление на входе в ТРВ будет равным 5 барам, вместо положенных 15-16 бар (точка 1).
Если производительность ТРВ была изначально выбрана из расчета на перепад давления в нем ΔP равный 10,6 барам, то для полной производительности и нормального питания испарителя при Рконд=5 бар, низкое давление должно составлять 5-10,6=-5,6 бар, что абсолютно невозможно.
ТРВ будет пропускать слишком мало жидкости, несмотря на свое полное открытие, в связи с чем (точка 2), холодопроизводительность будет низкая, а перегрев высоким. В связи с малым содержанием жидкости в испарителе, в нем будет образовываться слишком мало паров. С учетом того, что работа компрессора нормальная, низкое давление быстро упадет, провоцируя срабатывание предохранительного реле НД, которое отключит компрессор.
Для того чтобы запуск производился нормально, необходимо поместить конденсатор в таком месте, где температура никогда не опускается слишком низко (гараже), но это не всегда можно реализовать. Компромисс в данной ситуации будет следующим: конденсатор установить снаружи, а жидкостной ресивер — внутри помещения.
В качестве примера возьмем установку, которая длительное время не работала (рис.33.2). При наружной температуре, равной 6 С, давление в конденсаторе для R22 составит 5 бар. Поскольку жидкостной ресивер находится внутри помещения при температуре 21 С, то давление жидкости в нем будет равным 8,4 барам.
Из-за того, что хладагент всегда конденсируется в самой холодной точке, нередко возникает необходимость установки обратного клапана (точка 1) между конденсатором и ресивером. При работающем компрессоре это не позволит попасть жидкости из ресивера в конденсатор. Если в момент запуска ресивер окажется пустым, то сработает предохранительное реле НД, и компрессор отключится.
Данная схема позволит во время запуска компрессора сохранить давление на входе в ТРВ не менее 8,4 бар, даже при отрицательной температуре снаружи. В результате, при лучшей запитанности ТРВ и оптимальной заполненности испарителя его паропроизводительность повысится. При этом снижение давление кипения станет менее значительным, что поспособствует увеличению холодопроизводительности на протяжении всего пускового периода.
Лучшим способом повысить давление для обеспечения соответствующей подпитки ТРВ является быстрая подача тепла в конденсатор. Для быстрого увеличения температуры жидкости в конденсаторе, необходимо чтобы его производительность в пусковой период была как можно ниже. С этой целью в период запуска производят отключение вентилятора (точка 2 рис. 33.2), причем его не следует включать до тех пор, пока давление конденсации не станет достаточно большим, чтобы обеспечить нормальную подпитку ТРВ.
Данный метод можно усовершенствовать, подогрев жидкость в ресивере, используя установленный в нижней части баллона ресивера электронагреватель (рис.33.3). Он может быть задействован вместе с электронагревателем картера или регулироваться термостатом (регулировочным реле).
В этих случаях электронагреватель должен обеспечивать величину давления, соответствующую температуре 27 С, чтобы выполнить запуск. Независимо от принятого решения, расположенный между ресивером и конденсатором обратный клапан является крайне необходимым.
Необходимо помнить, что способ подогрева жидкости в ресивере предполагает, что при остановке компрессора в ресивере содержится большое количество жидкости. Для выполнения данного условия, необходимо, чтобы количество жидкости, заправляемое в установку, было соответствующим. Поэтому остановка компрессора производится с вакуумированием, с целью перемещения максимального количества жидкости в ресивер.