Увеличивая холодопроизводительность испарителей, длина трубок, применеяемы для их изготовления становится все большей. На рис. 45.3 показано, что для получения производительности в 1 кВт необходимо соединить две секции по 0,5 кВт. Но данная технология не получила широкого распространения, поскольку с увеличением длины трубопроводов удваиваются и потери давления. В больших испарителях такие потери давления быстро станут слишком значительными.
Таким образом, для увеличения мощности производителям нужно располагать секции не последовательно, а соединять их параллельно, чтобы минимизировать потери давления. При этом необходимо, чтобы в каждом испарителе было одинаковое количество жидкости, именно поэтому на входе в испаритель устанавливают распределитель.
Для наглядности рассмотрим пример, на котором представлен испаритель малой производительности, для которого не требуется использовать распределитель жидкости (рис.45.4).
Поступив на вход испарителя Е хладагент спускается по первой секции (изгибы 1,2,3) и поднимается по второй секции (изгибы 4,5,6,7). На выходе из испарителя S он спускается по третьей секции (изгибы 8,9,10,11). Получается, что хладагент опускается, поднимается и опять опускается, направляясь навстречу охлаждаемому воздуху.
В следующем, рассматриваемом нами примере, представлен более мощный испаритель, который запитан через распределитель жидкости. После того как хладагент поступил на вход секции Е, он направляется вверх в первом ряду, а во втором опускается и через выход S покидает секцию (рис.45.5). Другими словами можно сказать, что он всегда движется в направления охлаждающего воздуха. Независимо от типа используемого хладагента, он всегда и опускается и поднимается. Поэтому когда испаритель запитывается через распределитель жидкости понятие запитан сверху или снизу отсутствует.
В обоих рассмотренных случаях мы видели, что воздух и хладагент движутся навстречу друг другу (по принципу противотока). Данный принцип движения изображен на рис.45.6.
На первой позиции показан испаритель, который запитан через ТРВ, обеспечивающий перегрев в 7 К. Перегретые пары на участке трубопровода испарителя обдуваются теплым воздухом.
На втором примере рассмотрен аналогичный участок, но направление движение воздуха совпадает с направлением движения хладагента. Отметим, что при этом отрезок трубопровода, обеспечивающий перегрев паров, увеличивается, поскольку воздух, который его обдувает прохладнее. Следовательно, в испарителе находится меньше жидкости и ТРВ практически перекрыт, поэтому холодопроизводительность и давление кипения снижаются.
На 3 и 4 позиции наблюдается явление, аналогичное 1 и 2 точкам, несмотря на то, что испаритель запитан снизу.
Если перед вами стоит задача по выбору способа подключения трубопроводов к испарителю и возникли сомнения относительно направления прохождения воздуха через испаритель, то необходимо строго следовать инструкции разработчика.