У насосов большой мощности двигатель отделяют от крыльчатки (рис.90.5). При этом одна втулка будет являться осью двигателя, а вторая – осью крыльчатки. Между собой их соединяют пальцами с твердой резиновой оболочкой.
Соответствие осей двигателя и крыльчатки не всегда полностью совпадают (вариант 1 рис. 90.6). В результате возможных угловых или осевых отклонений соединения быстро разрушаются.
Во втором варианте мы видим, что расстояние между втулками большое, и пальцы не могут достаточно глубоко входить в их отверстия, из-за чего быстро изнашиваются.
В третьем варианте нет параллельности осей. В четвертом варианте втулки насаждены на параллельные оси, которые смещены относительно друг друга.
Дефекты данного рода являются причиной возникновения вибраций и шумов, которые хорошо передаются по трубопроводным линиям. Помимо этого они способствуют быстрому износу вращающихся деталей двигателя и подшипников насоса.
Преимущественно такие дефекты легко определить на слух. Для их исправления необходимо произвести выравнивание осей, которое осуществляют при помощи компаратора. В некоторых случаях используют специальные металлические пластины, которые подкладывают под опоры двигателя.
Герметичность оси крыльчатки в насосах данной конструкции зависит от сальникового уплотнения. Так втулка (поз.1 рис.90.7) оказывает давление на оплетку квадратного сечения (поз.2). С одной стороны, оплетка герметизирует ось, а с другой – обеспечивает смазку.
Для снижения нагрева от трения между осью крыльчатки и оплетки используется вода, подаваемая по небольшому каналу (поз.3) и выходящая вместе с расходом (поз.4). Количество воды определяется конструкторской документацией. Расход воды регулируется затяжными винтами на уплотнительной втулке (поз.1).