В первую очередь усвоим, что при перекрытии патрубка В напряжение подается на сервопривод (он может быть пневматическим, электромагнитным и др.) с целью заставить шток клапана двигаться и опустить его тарель на седло В (рис.98.69).
Подобная проблема может возникать и в трехходовом клапане: после подачи напряжения на сервопривод клапан остается неподвижным.
Следует быть внимательным, поскольку при выборе клапана максимально допустимая разность давлений должна быть больше суммы потерь давлений на клапане и потерь давлений в контуре, с учетом того, что расход в контуре регулируется данным клапаном.
Предположим, что для нашего клапана (поз.1 рис.98.70) указанный производителем максимально допустимый перепад давления составляет ΔРmax=10 м вод. ст. В этом случае на клапан действует разность давлений, которая равна сумме гидравлических потерь на клапане ΔРvзv и на батарее ΔРбат. Сумма потерь составит: ΔРкл= ΔРvзv+ ΔРбат=5=0,5=5,5 м вод. ст. Таким образом, мы видим, что условие ΔРmax>ΔРкл выполняется и клапан работает нормально.
Так на схеме рис.98.70 (поз.2) на клапан VЗV действует разность давлений 50+0,5=50,5 м вод. ст., это при том, что максимальная допустимая разность давлений составляет ΔРmax=15 м вод. ст. По всей видимости на схеме сервопривод не сможет управлять штоком и схема окажется нерабочей.
Мы доказали, что для опускания штока и посадки тарели седла на седло патрубка В необходимо запитать сервопривод независимо от его конструкции.
При снятии питании с сервопривода может произойти следующее:
если для управления клапана используется небольшой реверсивный электродвигатель, то после снятия напряжения сервопривод не изменит своего положения (поз.1 рис.98.71);
после подачи напряжения сервопривод начнет перемещать шток и вместе с этим сжимать пружину по мере опускания штока клапана. После снятия напряжения пружина распрямится и шток клапана поднимет вверх, а тарель клапана VЗV сядет на седло А (поз.2 рис.98.71).