Испарители холодильных машин
Испарители предназначены для охлаждения жидкости или воздуха. Интенсивность теплопередачи в испарителе зависит от перепада температур, чистоты стенок труб, скорости движения холодильного агента и среды; физических свойств холодильного агента, среды и прочих условий. По конструкции испарители бывают трубчато-змеевиковые, кожухотрубные, листотрубные, гладкотрубные и др.; по характеру заполнения жидким холодильным агентом различают испарители затопленного и незатопленного типа.
Трубчато-змеевиховые испарители для охлаждения воздуха с естественной циркуляцией.
Эти испарители представляют собой аппараты (батареи) с последовательным соединением труб, с помощью калачей. Для увеличения наружной теплопередающей поверхности на трубах делают пластинчатые или витые ребра из листовой латуни, оцинкованной стали или алюминия. К концам первой и последней труб приваривают штуцера под накидную гайку для соединения с трубопроводами системы холодильной машины. Жидкий агент может подаваться снизу, а пары отсасываться через верхний штуцер. При этом испаритель называют испарителем затопленного типа. При подаче жидкости сверху испаритель называют сухим или незатопленным. У испарителей затопленного типа вся поверхность теплопередающих труб находится в соприкосновении с жидким кипящим холодильным агентом. У незатопленных — часть поверхности остается непокрытой кипящим агентом. Поэтому незатопленные испарители менее эффективны по сравнению с затопленными. Однако их широко используют в малых автоматизированных фреоновых холодильных машинах, поскольку они обеспечивают возвращение смазочного масла (отделяющегося при испарении) в картер компрессора.