Управление климатической системой
Управление системой кондиционирования автомобиля осуществляется как в ручном, так и в автоматическом режимах. Ручное управление включает кнопку управления компрессором, ручку регулирования температуры, переключатель оборотов электродвигателя вентилятора кондиционера, рычаг распределения потоко воздуха по салону (вверх, вниз, центральная часть). Водитель с помощью перечисленных органов управления изменяет микроклимат в салоне. На работе системы кондиционирования оказывает влияни много факторов, таких как скорость автомобиля, температура наружного воздуха, солнечная радиация, обороты двигателя и компрессора. При ручной регулировке водителю постоянно приходится корректировать работу кондиционера, что доставляет дополнительные неудобства и отвлекает от управления автомобилем. В большинстве современных автомобилей осуществляется автоматическое управление кондиционером. Водителю достаточно задать на блоке управления значение желаемой температуры в салоне, которая будет автоматически поддерживаться, и корректироваться, независимо от внешних и внутренних факторов. Система автоматического управления включает в себя температурные датчики, электронные блоки, исполнительные электрические механизмы (клапаны, заслонки, вентили).
Система автоматического управления включает в себя следующие датчики и исполнительные элементы:
- датчик температуры наружного воздуха расположен в передней части автомобиля;
- датчик температуры воздуха, выходящего непосредственно из климатической установки, расположен в корпусе испарителя или в воздуховодах;
- датчик температуры внутреннего воздуха расположен, как правило, в центральной части приборной панели;
- датчик солнечной радиации находится в салоне автомобиля в районе ветрового стекла над приборной панелью;
- заслонка смешивания регулирует поток воздуха через радиатор отопителя и испаритель кондиционера. При одном крайнем положении заслонки реализуется режим максимального отопления, при другом — режим максимального охлаждения. Промежуточные.положения заслонки обеспечивают смешение горячего и холодного воздуха в различных пропорциях;
- заслонка «свежего воздуха» регулирует количество поступающего воздуха в климатическую установку независимо от скорости движения автомобиля.
- Этот режим работы используется при движении за сильно дымящим транспортом и по запыленным дорогам, а также для обеспечения более эффективного охлаждения или отопления салона.
В автомобильных климатических системах имеется также заслонка рециркуляции, с помощью которой можно перекрыть доступ наружного воздуха. В этом случае забор воздуха будет производиться из салона автомобиля, рециркулироваться, то есть повторно проходить через климатическую установку. Использование рециркуляции без режима охлаждения может вызвать запотевание стекол автомобиля. Однако и с включенным охлаждением пользоваться рециркуляцией в течение длительного времени нежелательно. Выделяемая пассажирами при дыхании влага конденсируется на испарителе что приводит в дальнейшем к появлению неприятного запаха в салоне.
Для того чтобы система кондиционирования эффективно работала, нужно соблюдать определенные требования к ее эксплуатации. Кондиционер будет работать эффективно только тогда, когда в машине будут закрыты все окна и люк. Чтобы быстрее охладить салон в жаркий день, нужно на минуту открыть все двери, чтобы машину хорошенько проветрило, затем все закрыть и включить кондционер.
Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание стекол в автомобиле. В сырую погоду, как летом, так и зимой, для избежания запотевания стекол рекомендуется включать режим охлаждения одновременно с режимом обогрева салона отопителем. При этом влага, находящаяся в воздухе, конденсируется на испарителе и выводится из салона. Если удаления влаги со стекол не происходит, значит, система кондиционирования не работает или работает с низкой эффективностью. Запотевание стекол может также происходить из-за большого количества влаги в отсеке забора воздуха либо в кожухе испарителя, неисправности заслонки рециркуляции или его исполнительного механизма. При длительной стоянке на солнце в жаркий день температура воздуха в салоне намного выше наружной. Для быстрого охлаждения салона необходимо на некоторое время открыть двери, чтобы проветрить салон, затем нужно запустить двигатель, включить кондиционер в режиме наибольшего охлаждения и рециркуляции, закрыть двери и люк. Некоторое время, пока система выходит на установленный режим, желательно находиться вне автомобиля, тогда при посадке в салон не будет ощущения дискомфорта. Только после этого переводят кондиционер в наиболее благоприятный режим в салоне 18-20°С. Во избежание вредного воздействия на организм больших температурных перепадов при высадке и посадке в автомобиль, рекомендуется поддерживать разность внутренней и наружной температуры в пределах 5-9°С.
Поток охлажденного воздуха лучше всего направлять вверх, но ни в коем случае не в лицо, так как это может вызвать воспаление лицевых и шейных нервов и всевозможные простудные заболевания.
В климатических установках наружный воздух, поступающий в испаритель и далее в салон автомобиля, должен отфильтровываться. Конструктивно фильтрующий элемент аналогичен воздушному фильтру двигателя. Он очищает воздушный поток от пыли, тополиного пуха, насекомых и других посторонних предметов. Иногда дополнительно устанавливают угольные фильтры, в этом случае из потока удаляются вредные газообразные примеси. Эффективность фильтрации воздуха обеспечивается своевременной заменой фильтрующего элемента.