Предварительные работы с системой АК
Работы необходимо проводить в чистых, хорошо вентилируемых помещениях, имеющих либо смотровую яму, либо подъемники для подъёма автомобиля. В подкапотном пространстве выявляются компрессор, конденсатор, ресивер — осушитель или аккумулятор, трубопроводы, датчики давления и сервисные заправочные штуцера НД и ВД. Смотри рис. 18 и 19. Этот процесс может занять некоторое время (иногда значительное) из-за обилия элементов, относящихся непосредственно к двигателю.
На автомобилях некоторых марок для того, чтобы начать работы по заправке необходимо снять защиту двигателя, либо заправку осуществлять через предварительно отсоединённый датчик НД посредством специального шланга-переходника или через штуцер ВД.
В моторном отсеке должна быть наклейка, на которой указывается тип и количество хладагента, а также тип и количества масла. Наклейки для R134a — зелёного и светло-голубого цвета, для R12 — жёлтого, красного, серебристого и золотого цветов. Вид наклейки представлен на рис. 17.
Сервисные штуцеры для хладагента R12 имеют внешнюю резьбовую часть (диаметр штуцера ВД меньше). К штуцеру НД непосредственно присоединяется шланг заправочной станции. Присоединение шланга к штуцеру ВД возможно при использовании специальных переходников.
Сервисные штуцера для хладагента R134a имеют другую конструкцию (для предотвращения возможности подсоединения к заправочной станции R12 к автомобилю, система АК которого заполнена хладагентом R134a). Внешний вид сервисных штуцеров R134a показан на рис. 19.
Сервисный штуцер НД имеет меньший внешний диаметр, чем штуцер ВД и располагается на трубке, имеющей больший диаметр, чем трубка, на которой расположен сервисный штуцер ВД. После идентификации штуцеров НД и ВД снимаем с них защитные колпачки (защитные колпачки предохраняют сервисные щтуцера от загрязнений и не позволяют хладагенту выйти из системы при поломке золотников) и присоединяем к ним шланги НД и ВД (соответственно синий и красный) заправочной станции. Присоединение шлангов осуществляется при выключенном зажигании. Эту работу рекомендуется проводить в защитных очках, так как возможен выброс хладагента.
В нашей практике несколько раз разрывались трубки и соединения трубопровдов и хладагент с шумом выходил наружу, поэтому всегда надо помнить о правилах техники безопасности. В центральный воздуховод в салоне вставляем щуп электронного термометра. Заправочная станция предварительно заправлена хладагентом, включена в электрическую сеть, все краны и вентили на станции закрыты, показания манометров НД и ВД, соответственно синего и красного, равны нулю.
Порядок работ по диагностике и заправке системы АК рассмотрен для автомобиля, система кондиционирования которого работает нормально, утечек нет. Значения давлений во всасывающей и нагнетающей частях системы АК не приводятся.
Большие сложности возникают при идентификации типа хладагента на системах АК, которыми оборудованы отечественные автомобили. Дело в том, что для уменьшения стоимости оборудования отечественные фирмы-установщики используют комплекты систем кондиционирования, предназначенные для работы с хладагентом R12 (т.е. в большинстве случаев сервисные штуцера имеют вид, который показан на рис.18.), а какой хладагент заправлен в систему неизвестно — отсутствует наклейка в моторном отсеке и отсутствует документация на кондиционер. Возникает, парадокс-автомобиль новый, а хладагент «старый», запрещенный к применению.
Можно исследовать шланги, на некоторых указан тип хладагента, или компрессор, где может быть наклейка с типом хладагента, смотри фотографии.
Если вы не уверены в типе хладагента, которым заправлена система АК отечественного автомобиля, то лучше отказаться от работы с этим автомобилем. Правда существуют специальные приборы-определители типа хладагента, но иметь такой прибор невыгодно из-за его высокой стоимости.
Источник: АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОНДИЦИОНЕРЫ. Эксплуатация, Диагностика, Заправка, Ремонт.— М. «Легион-Автодата», 2001. С.Т. Степанов, С.П. Евдокушин