Жидкий хладагент протекает в картер компрессора
По причине протекания жидкого хладагента в картер компрессора происходит множество аварий. Необходимо четко понимать вероятность возможных опасных механических повреждений, которые происходят из-за накопления жидкого хладагента. В первую очередь, масло сильно разбавляется хладагентом, что приводит к потере его смазывающих качеств, поскольку сами по себе хладагенты являются отличными обезжиривателями. При большом количестве хладагента в нижней части картера, смесь масла и хладагента становится насыщенной, в результате чего происходит разделение двух жидкостей. Всасывание в компрессоре может быть предусмотрено через корпус (поз.1)или головку блока (поз.2), но и в том и другом варианте накопление хладагента в картере происходит одинаково (рис. 28.10).
По своей структуре хладагент плотнее масла, поэтому его слой будет всегда находиться ниже. Так, при запуске компрессора, резкое снижение давления в картере будет приводить к вскипанию жидкого хладагента. Пузырьки, вызванные бурным кипением, проходят через слой масла, насыщаясь ним и захватывая за собой большое количество масляных капелек в виде суспензий (рис. 28.11).
Данное явление называют «вспениванием масла». За ним можно наблюдать через окошко указателя уровня масла. Насыщенные маслом пары хладагента, образованные в результате снижения давления в картере после запуска компрессора, проникают в головку блока, провоцируя сильный отток масла (иногда сильные гидроудары).
Когда жидкого хладагента в картере собирается слишком много, то отток масла становится настолько значительным, что при запуске компрессора указатель уровня масла показывает абсолютную пустоту.
Но негативное влияние хладагента в картере при остановках компрессора не ограничивается оттоком масла. Поскольку смазка поршневых компрессоров осуществляется за счет масла, то присутствие в нем жидкого хладагента усложняет ситуацию.
Масляной насос обеспечивает компрессор смазкой, для этого он собирает масло, которое проходит через масляный фильтр и насос, со дна картера и нагнетает его в смазочные канавки (рис. 28.12).
Если в картере находится жидкий хладагент, то при запуске компрессора, масляной насос может засосать не только масло, но и хладоноситель. В этом случае ситуация может развиваться по двум сценариям:
- в зоне заборника масляного насоса происходит разрежение, что приводит к вскипанию хладагента в данной зоне. После этого насос начинает всасывать только пары хладагента, далее происходит кавитация и масло вытекает из насоса. В результате подача масла в смазочные канавки не происходит и возникает опасность разрушения самого насоса;
- масло не вытекает из насоса, и хладагент поступает в масляный контур. При этом смазка не осуществляется, а хладагент смывает имеющуюся смазку со всех подвижных частей компрессора.
В том и другом случае компрессор работает без смазки, поскольку жидкий хладагент невозможно удалить. При этом проводить повторные запуски крайне не рекомендуется, поскольку они могут привести к различным механическим поломкам компрессора (выходят из строя подшипники, шатуны, клапаны, цапфы и шейки коленчатых валов).