Сложности конденсаторов, которые расположены над компрессорами
Если у компрессора, ориентированного на работу в зимнее время, при отрицательных температурах отмечается переразмеренность, это говорит о том, что его выбирали для летней наружной температуры. Для устранения временной переразмеренности и поддержания на достаточном уровне давления в жидкостной магистрали, регулятор давления конденсации должен значительно уменьшить поверхность теплообмена конденсатора, причем, повышения должно быть тем значительнее, чем ниже наружная температура.
Получается, что чем больше снижается наружная температура, тем выше будет уровень жидкости в конденсаторе (рис.36.5).
Если наружная температура сильно низкая, то уровень жидкости в конденсаторе может подняться до верхней точки конденсатора и трубки подвода к нему горячих газов. Если это произойдет, то жидкость начнет стекать в нагнетающую полость головки блока цилиндров компрессора по нагнетающей магистрали. Это может стать причиной механических поломок (поломки клапанов), которые произошли по причине гидроудара. Во избежание данной опасности необходимо произвести установку обратного клапана на входе в конденсатор (поз.1 рис.36.5) или вход выполнить в виде лирообразного колена (поз.2). Особенно это касается тех случаев, когда конденсатор расположен над компрессором и установка работает при достаточно низких температурах.
Лучшим способом предотвратить возврат жидкости в головку блока — это установить на вход в конденсатор лирообразное колено, при условии, что конденсатор регулируется при помощи регулятора давления конденсации и расположен над компрессором.
Но если разность уровней между компрессором и конденсатором составляет более 3 метров, то возникают определенные трудности. Так, близкое по свойствам с хладагентами холодильное масло находится в постоянном движении в магистрали нагнетания. При остановке компрессора газ перестает циркулировать, и масло начинает стекать в нагнетающий коллектор. Причем, чем больше высота, тем его больше будет накапливаться в головке блока (поз.2 рис.36.6).
При разности уровней (высота Н рис.36.6) более чем в 3 метра экспериментально установлено, что его количеством нельзя пренебрегать. Когда нагнетающий патрубок проходит через холодный участок (компрессор расположен внутри помещения, а конденсатор снаружи), хладагент конденсируется в нагнетающей магистрали при остановке компрессора (поз.1 рис.36.6). Данное образование жидкости и масла может стать причиной поломки клапанов при повторном запуске компрессора.
Аналогичным образом сконденсировавшаяся жидкость попадает в головку блока цилиндров к находящемуся там маслу. Для предотвращения подобного рода опасности (разность уровней 3 метра) в нижней части восходящего трубопровода устанавливают лирообразную петлю (поз.3). При остановке компрессора жидкость в нее попадает и сразу перекачивается в конденсатор, без какого-либо риска для клапанов при последующем запуске компрессора.
В некоторых случаях для исключения накопления жидкости в головке на нагнетающей магистрали устанавливают обратный клапан (подальше от компрессора). Но, в этом случае, необходимо помнить, что обратный клапан создает дополнительные потери давления в нагнетающей магистрали. Кроме того, он является механической системой, поэтому его срок службы будет меньшим, чем у конструкции с парой лирообразных участков.