Принцип работы трехходового регулирующего клапана (VЗV)
На рис.98.3 изображено три схемы, отображающие внутреннее устройство клапана VЗV. Данная модель называется «клапан с седлом» или «смесительный клапан». Клапан VЗV оснащен тремя патрубками, которые обозначают А, В и АВ.
Патрубок В именуют перепускным патрубком (байпасным патрубком или патрубком перепуска), а патрубок АВ – объединяющим или общим патрубком.
Рассмотрим схемы, представленные на рис. 98.3:
на первой схеме тарель клапана прижата к седлу В. В данном случае расход воды будет направлен от патрубка А к патрубку АВ, и батарея воздухоохладителя будет располагать максимальной холодопроизводительностью;
на второй схеме тарель клапана прижата к седлу А. Ледяная вода следует от патрубка В к патрубку АВ. Поскольку через воздухоохладитель вода не циркулирует. холодопроизводительность будет равна нулю;
на третей схеме тарель клапана расположена в промежуточном положении. Из воздухоохладителя теплая вода направляется к патрубку А, где перемешивается с холодной водой, которая следует из испарителя к патрубку В. Несложно догадаться, что, чем сильнее мы перекроем патрубок В, тем больше повысится холодопроизводительность воздухоохладителя.
Теперь подробно рассмотрим данные схемы.
Поскольку патрубок В перекрыт (рис.98.4), вода, вышедшая из испарителя при температуре 6 С, следует через воздухоохладитель, нагреваясь при этом до 11 С. При этом воздух, поступающий в воздухоохладитель при температуре 25 С, охлаждается примерно до 15 С.
Поскольку воздухоохладитель располагает максимальной холодопроизводительностью, вода, которая возвращается в испаритель, нагревается до 11 С.
На рис.98.5 мы видим схему с перекрытым патрубком А. Вода при температуре 6 С больше не поступает в воздухоохладитель и направляется в испаритель, сохраняя ту же температуру. Когда воздух поступает в воздухоохладитель при температуре 25 С, то на выходе из него он сохраняет ту же температуру, поскольку батарея возудухоохладителя не омывается ледяной водой.
Вода в батарее не циркулирует и постепенно приобретает температуру воздуха, который поступает в воздухоохладитель.
На следующей схеме (рис.98.6) клапан расположен в промежуточном положении. Половина воды с температурой 6 С направляется к патрубку В и АВ, а другая часть следует через воздухоохладитель, отбирая тепло у воздуха и нагреваясь, направляется к патрубку А уже с температурой около 13 С.
Холодопроизводительность воздухоохладителя будет повышаться вместе с расходом воды (температура 6 С), который проходит через его батарею.
Вода, вышедшая из воздухоохладителя при температуре 13 С, вместе в водой, входящей в патрубок А клапана, перемешивается с водой имеющей температуру 6 С, попавшей в клапан через патрубок В. Температура полученной смеси будет зависеть от расходов воды через патрубки А и В. Таким образом получается, что регулирующий клапан способен менять холодопроизводительност воздухоохладителя от 0 до 100% с учетом того, что патрубок В остается перекрытым.