Какой кондиционер улучшит атмосферу в офисе Жара — не самая острая проблема нашего климата вообще и нынешнего лета в частности. Поэтому вспоминаем мы о ней лишь, когда припечет. А разморенные сотрудники откажутся работать до тех пор, пока в офисе не поставят кондиционер, обещанный еще с прошлого лета. Тем более что дефицита в этих приборах нет. Сегодня свою продукцию предлагают около 30 фирм-производителей, у каждой — 4-5 типов машин, и в каждом типе — модельный ряд по 10-20 аппаратов. Есть от чего растеряться при выборе! Все бытовые кондиционеры можно разделить на два больших класса: моноблочные — состоящие из одного блока (оконные, мобильные), и сплит-системы — состоящие из двух и более блоков (настенные, канальные, кассетные и т.п.). В России сложилась устойчивая мода на сплит-системы, то есть на кондиционеры, в которых рабочий блок вынесен вне помещения, а в комнате находится лишь элегантная настенная панель. У оконных кондиционеров есть неоспоримое достоинство — стоят они раза в 2-3 дешевле сплит-систем (от $200-250). Недостатков значительно больше. Михаил Бейзман, компания «Евроклимат»: «Все узлы и агрегаты оконного кондиционера собраны в одном корпусе, поэтому эти приборы довольно сильно шумят. Кроме того, монтаж в оконном проеме уменьшает площадь остекления, а значит, ухудшает освещенность офиса. К тому же они могут оказаться малоэффективными в помещениях сложной формы». Достоинство «оконников» — в относительной простоте установки. Но здесь им не сравниться с так называемыми мобильными кондиционерами. Это единственный тип кондиционера, который любой пользователь может установить самостоятельно, прямо на полу. Холод на колесиках — Мобильные (напольные) кондиционеры,— продолжает Михаил Бейзман,— можно разделить на две группы. Во-первых, это мобильные моноблоки, связанные с улицей гибким гофрированным шлангом. Обычно его выводят в форточку, приоткрытое окно или дверь. Через эту же щель в помещение попадает нагретый воздух с улицы, потому некоторые владельцы делают специальные заглушки в оконных рамах. Иначе устроены мобильные сплит-системы, которые имеют внутренний и внешний блоки. Между собой они связаны гибким шлангом, в котором находятся фреоновые трубки и электрические коммуникации. Работа такого кондиционера практически не отличается от действия обычной сплит-системы, за исключением того, что мобильный кондиционер не требует монтажа. Недостатками напольных кондиционеров являются повышенный шум от компрессора, ограниченная мощность (обычно не более 3-4 кВт) и высокая цена, сравнимая со стоимостью сплит-системы (от $600). Сплит и мультисплит системы В сплит-системе наиболее шумная и громоздкая часть кондиционера, содержащая компрессор, вынесена наружу, на улицу. А внутренний блок можно разместить практически в любом удобном месте офиса. Мультисплит-система позволяет к одному внешнему блоку подключить несколько внутренних — от 2 до 5 штук. Такое решение позволяет не так сильно портить фасад наружными блоками. При этом вопреки распространенному мнению замена нескольких сплит-систем на одну мультисплит-систему не приводит к выигрышу в цене, стоимость оборудования примерно такая же, а трудоемкость и стоимость монтажа — выше в 1.5-2 раза. Кроме этого, при выходе из строя внешнего блока мультисплит-системы перестают работать все внутренние блоки. Настенный кондиционер Самый распространенный и наиболее доступный по цене кондиционер (от $400-500) — сплит-система настенного типа. Их мощность (2-7 кВт) позволяет охлаждать от 15 до 50 кв. м, и если необходимо кондиционировать небольшой офис, то настенная система является наилучшим выбором. Но специалисты считают, что и этот выбор должен делать специалист. Елена Иноземцева, Ассоциация Японские кондиционеры: «Специалист должен приехать на место и предложить решение для офиса. Какие это будут системы, зависит от большого количества параметров: можно или нет установить выносные блоки на фасаде, какова площадь остекления, форма помещения и многое другого. Поэтому даже консультации клиентов по телефону мы рассматриваем как предварительные». Еще более предварительными являются самостоятельные прикидки мощности необходимого прибора. Но сделать это можно и нужно. Задачка с пятью неизвестными
Точный выбор мощности кондиционера очень важен. Специалисты компании «РФК Климат» отмечают: «Недостаточная мощность может проявиться в жаркую погоду, а если кондиционер установлен в конце лета, вы можете почувствовать это только через год, когда предъявлять претензии будет поздно. Избыточная мощность тоже ни к чему хорошему не приводит. Во-первых, мощный кондиционер ведет к простудам сотрудников. Во-вторых, он чаще включается и выключается, что приводит к повышенному износу компрессора. И наконец, стоить мощный прибор будет дороже». Для ориентировочных расчетов берется 1 кВт охлаждающей мощности на каждые 10 квадратных метров при высоте потолков 2.8-3.0 м. Если в помещении большая площадь остекления или окна выходят на южную сторону, то теплопритоки будут больше, и мощность кондиционера необходимо увеличить на 15-20%. Теперь учтем тепло, выделяемое людьми и электроприборами. Считается, что в спокойном состоянии человек выделяет 0.1 кВт тепла; компьютер или копировальный аппарат — 0.3 кВт. Таким образом, если в комнате площадью 24 кв. м за компьютерами сидят пять человек, плюс лазерный принтер и копир, понадобится кондиционер мощностью 3.5 кВт. Элита, средний класс и «бюджетники» С точки зрения стоимости, качества и надежности выпускаемой техники все кондиционеры можно условно разделить на три группы. В первую, элитную, входят кондиционеры не только с отличными потребительскими характеристиками, но и с развитыми системами самодиагностики и защиты. К элитным кондиционерам можно отнести Daikin, Chofu, Tadiran, Mitsubishi Heavy, Fujitsu General и др. Кондиционеры этой группы достаточно дороги — в среднем от $850 до $1250 за сплит-систему мощностью 2.0 кВт. Ко второй группе относятся кондиционеры среднего класса, имеющие достаточно высокую надежность и хорошее соотношение цена/качество. К среднему классу можно отнести японские и европейские бренды: Airwell, DeLonghi, Tadiran, Fuji Electric, Mitsubishi Electric, Hyundai, Sanyo, Sharp, Panasonic, Hitachi, Toshiba. Кондиционеры этой группы заметно дешевле — в среднем от $700 до $850 за сплит-систему мощностью 2 кВт. При этом по качеству эти кондиционеры почти не уступают лидерам — все различия заключаются в упрощенных системах защиты от неправильной эксплуатации и немного меньшем сроке службы. В третью, «бюджетную», группу входят кондиционеры корейских, китайских и российских производителей. К этой группе можно отнести такие бренды, как LG, Rolsen, Samsung, Haier, Gree, Ballu, Midea. Эти кондиционеры самые дешевые — в среднем от $400 до $650 за сплит-систему мощностью 2 кВт. При этом они имеют удовлетворительную надежность и могут являться разумным выбором при ограниченных финансовых возможностях. Лукавая гарантия В последнее время многие климатически фирмы стали активно предлагать увеличенную гарантию — от 2 до 6 лет. Но в соответствии с законом «О защите прав потребителей» не подлежат бесплатному устранению дефекты, вызванные неправильным использованием товара. Для нормальной работы кондиционера требуется периодическое обслуживание (чистка фильтров и теплообменников, дозаправка фреоном и т.д). И это записано в инструкции по эксплуатации. А без обслуживания кондиционер перестанет нормально работать через полгода-год. И такая неисправность не будет являться гарантийным случаем. Поэтому перед покупкой обязательно поинтересуйтесь, не является ли обязательным условием многолетней гарантии периодическая оплата услуг по обслуживанию кондиционера. АЛЕКСЕЙ САВИН Финансовые Известия |