Кривая упругости пара
В холодильных установках температура часто определяется косвенно, т.е. измеряется давление и преобразуется в температуру по кривой упругости пара, как это делается в манометрах или в ТРВ. Такой метод определения температур испарения и конденсации приемлем для управления компрессорами и устройствами защиты, для которых, в конечном итоге, важнейшим параметром является давления. Однако этот метод, вообще говоря, не подходит для управления работой теплообменников, которая зависит от температуры сред или, скорее, от разности их температур. Существуют ситуации, в которых регулятор давления или ТРВ работают с ошибкой.
A) Прямая замена старого хладагента новым. Кривые упругости пара нового и старого хладагентов различаются, как бы удачно ни был подобран хладагент для замены.
Б) Неисправность приборов. В термобаллоне ТРВ может быть неподходящий заполнитель, манометр может быть механически блокирован и т.д. Это может случиться как с новыми, так и со старыми хладагентами.
B) Неопределенность физических свойств. Иногда физические свойства хладагента, заявленные разными изготовителями, отличаются друг от друга (и от реальности), особенно в случае хладагентов с температурным глайдом (см. ниже). Отклонения обычно невелики, но иногда достигают 2°С по температуре насыщения.
Г) Изменение состава. Вероятно, наиболее распространенный пример,— это разбавление аммиака водой, что приводит к понижению давления пара аммиака. Более свежие примеры — изменения состава хладагентов с температурным глайдом и изменения состава при неправильно выполненной прямой замене, приводящей к смешиванию старого и нового хладагентов. Различия между идеальной и фактической кривыми упругости пара влияют на давление конденсации и испарении, а также на перегрев в испарителе.
Д) Температурный глайд. Хладагент не имеет постоянной температуры кипения или испарения, фазовый переход происходит в некотором температурном диапазоне. Это явление — температурный глайд.