Вопрос о выборе хладагента при строительстве или реконструкции предприятий становится все более актуальным. Это связано с тем, что, с одной стороны, большинство отечественных аммиачных холодильных установок физически и морально устарело, аммиачное холодильное оборудование выслужило ресурсные сроки эксплуатации, а с другой стороны, холодильные фирмы предпочитают поставлять фреоновое оборудование.
У сторонников аммиака и фреона есть свои аргументы, и в статье сделана попытался их изложить в виде небольшой дискуссии между условными фигурами — «Фреоном» и «Аммиаком». Третьей стороной, высказывающей краткие более или менее объективные замечания, является «Арбитр».
ФРЕОН: — Аммиак токсичен. Даже в небольших концентрациях (например, при ремонтных выбросах) он может быть смертельно опасным для персонала.
АММИАК: — Аммиак менее опасен для человека, так как его резкий запах позволяет легко обнаружить и устранить утечку. Что же касается ремонтных работ, персонал должен использовать индивидуальные средства защиты.
ФРЕОН: — Если происходит крупная утечка, угроза создается не только для всего предприятия, но и для людей в близлежащих зданиях. Может даже возникнуть необходимость эвакуации. К тому же аммиачно-воздушная смесь взрывоопасна, и утечка, в конечном счете, может привести к серьезным разрушениям. Из-за этого установки на его основе относят к объектам повышенной опасности, а холодильное оборудование с использованием аммиака подлежит обязательной регистрации в Госгортехнадзоре.
АММИАК: — Фреон тяжелее воздуха. Он вытесняет его и способен накапливаться в помещении. Если человек попадает в такое помещение, то у него наступает удушье. Причем при утечке фреона не бывает предупреждающего эффекта, так как этот газ не имеет ни цвета, ни запаха. Кроме того, при наличии открытого пламени или соприкосновении с горячей поверхностью фреон выделяет ядовитый фосген. К тому же аммиак — это газ природного происхождения, он легче воздуха и его можно выпустить в атмосферу, не причинив вреда окружающей среде. Фреоны же относятся к озоноразрушающим веществам.
ФРЕОН: — Большинство фреоновых установок автоматизировано полностью, что вообще исключает необходимость присутствия персонала. Что же касается утечек, проблему решает появление недорогих и надежных электронных газоанализаторов, способных зафиксировать утечку и даже передать сообщение по мониторинговым системам.
АРБИТР: — Аммиак более опасен для людей, а фреон — для окружающей среды. При работе с аммиаком у предприятий и персонала гораздо больше организационных и технических проблем.
АММИАК: — Уже разработаны новые типы холодильных машин с малой заправкой аммиаком, содержание которого уменьшено в десятки раз по сравнению со стандартными решениями. Незначительное содержание аммиака (от 5 до 150 кг) позволяет не допустить его пожаровзрывоопасной концентрации.
ФРЕОН: — Аналогичные машины выпускаются и на фреонах. Более того, в большинстве из них возможно использование полугерметичных компрессоров, исключающих утечки через сальник, характерные для открытых машин.
АММИАК: — У аммиака есть термодинамические преимущества: высокая удельная холодопроизводительность и отсюда сравнительно низкие затраты на электроэнергию.
ФРЕОН: — К сожалению, при низких температурах кипения аммиачные машины работают при давлении на всасывании ниже атмосферного. Это приводит к возможности подсоса воздуха в систему и к необходимости оборудования ее дорогостоящими воздухоотделителями. Кроме того, для аммиака характерна высокая температура нагнетания, которая может привести не только к разложению масла, но и к его вспышке (из-за содержания воздуха в системе). И, наконец, стремление снизить давление и температуру нагнетания ограничивает применение в аммиачных установках воздушных конденсаторов. При использовании водяных конденсаторов, как правило, нужны градирни.
АРБИТР: — Термодинамические преимущества аммиака более важны для стран с высокой стоимостью электроэнергии. Но при низких температурах они сводятся на нет из-за недостатков, также, имеющих термодинамический характер.
ФРЕОН: — Хотелось бы здесь же добавить, что применение так называемых «машин с малой заправкой» влечет за собой обязательное использование схем с промежуточным хладоносителем, из-за чего рабочая температура кипения должна быть снижена на 4-5 градусов. Во-первых, это приводит к установке более дорогостоящих машин, во-вторых, добавляются насосы хладоносителя.
АММИАК: — Аммиак — дешевый хладагент, он дешевле фреона примерно на 30%.
ФРЕОН: — Как правило, на аммиачных установках в силу ряда причин чаще происходят утечки хладагента. Поэтому установки с его использованием нужно чаще дозаправлять, тогда как фреоновые в этом практически не нуждаются. Да и к тому же, если использовать схему с промежуточным хладоносителем, то сам хладоноситель стоит немало, если применять хорошие растворы, не вызывающие коррозию труб и еплообменного оборудования. Не забывайте также, что само аммиачное оборудование, как правило, дороже фреонового, и для работы с ним требуется большой штат квалифицированного персонала. Так что дешевизна самого хладагента отходит на второй план при сравнении всех факторов.
АРБИТР: — Думаю, что надо оценивать не стоимость хладагентов, а общую стоимость проекта плюс эксплуатационные расходы.
ФРЕОН: — Есть еще один важный фактор. В России довольно много многоэтажных зданий с холодильными камерами. Фреоновое оборудование позволяет осуществить децентрализованное охлаждение, когда сами агрегаты устанавливаются на этаже, обслуживая свой блок камер. Таким образом, отпадает необходимость машинного отделения в отдельном здании, уменьшается разводка трубопроводов и потери в них, и вместо дорогих и сложных насосных систем подачи хладагента используется простые схемы с ТРВ. Не говоря уж о том, что проекты фреоновых установок намного легче узаконить, нежели проекты аммиачных.
АММИАК: — Центральное машинное отделение позволяет обеспечить взаимозаменяемость оборудования, поставить более крупные машины. А медные трубы фреоновых систем дороже стальных аммиачных или пластиковых.
ФРЕОН: — Пластиковые трубы вы можете применить только в схемах с промежуточным хладоносителем, исключающих кажущееся термодинамическое преимущество аммиака. А что касается стальных труб, то найти чистые стальные трубы в России почти невозможно, а очищать их перед монтажом — дело трудоемкое.
АРБИТР: — Если бы я занимался эксплуатацией, то, пожалуй, отдал бы предпочтение децентрализованным фреоновым схемам. Минимум персонала, автономность установки, гибкое регулирование режимов — все это преимущества, как для самостоятельного предприятия, так и для сдаваемых в аренду холодильных площадей. Но если всерьез учитывать вопросы экологии, то рано или поздно человечеству придется избавляться от искусственно созданных веществ, неприемлемых для природы.
Фреон тяжелее воздуха. Ой, а скажите пожалуйста, как тогда он может разрушать озоновый слой? :roll:
А он и не разрушаеть озоновый слой планеты - реагирует только с озоном в лаборатории. Замена на другие фреоны, якобы чистые, нужна была фирме Дюпон, у которой закончились патенты на старые фреоны. Обычный бизнес с оболваниваем обывателя. На то он и обыватель, чтобы не думать глубоко... :(
rabotaju na zavode,na nekotorih mashinah ispoljzujut kakujuto smesj s ammiakom,zapah strashnij,daze glaza rezet. Nikto ne govorit o vrednosti,a vozmozno eto opasno dlja zdorovja i zizni,,,cto delatj?
jelena мой тебе совет,,, судя по всему завод старый,мы не для того живем чтобы рисковать своей жизнью из-за кого-то кто экономит на обслуживании!!!! Ищи другую работу и как скорее тем лучше
для теплых полов(+25)промежуточный хладогент не нужен теплообменник с водой можно распологать близко к конденсатору. в итоге можно иметь 3.5 коэф умножения электричество-тепло при -25. что еще надо для счастья
"Комментарии"
Арбитр явно на стороне фреона - его можно смело исключить из спора
Ой, а скажите пожалуйста, как тогда он может разрушать озоновый слой? :roll:
А он и не разрушаеть озоновый слой планеты - реагирует только с озоном в лаборатории. Замена на другие фреоны, якобы чистые, нужна была фирме Дюпон, у которой закончились патенты на старые фреоны. Обычный бизнес с оболваниваем обывателя. На то он и обыватель, чтобы не думать глубоко... :(
судя по всему завод старый,мы не для того живем чтобы рисковать своей жизнью из-за кого-то кто экономит на обслуживании!!!!
Ищи другую работу и как скорее тем лучше