Способы подвода фреона к испарителям
Подвод фреона осуществляется через дроссельные устройства, конструкция которых выбирается в зависимости от вида датчика. Последние могут срабатывать при изменении перегрева пара (ТРВ) или уровня жидкости в испарителе — поплавковые регулирующие вентили или соленоидные вентили и дроссельные устройства, получающие сигнал от электронных указателей уровня. Для питания испарителей фреонами используют термо-регулирующий вентиль (ТРВ), термобаллон которого устанавливают до или после теплообменника. При установке термобаллона до теплообменника ТРВ настраивают на начало открытия при перегревах паров на 3—4°С и полное открытие при 5—7°С. При этом перегрев пара осуществляется в последних (по ходу фреона) шлангах испарителя, вследствие чего они работают с низкой эффективностью. Кроме того, при малых перегревах снижается чувствительность ТРВ и становится неустойчивой его работа. Для уменьшения перегрева пара на выходе из змеевиковых испарителей применяют ТРВ с внешним уравниванием давлением. При этом регулируемый перегрев пара, выходящего из испарителя, уменьшается на величину соответствующую падению давления в охлаждающем приборе на участке от ТРВ до места присоединения его уравнительной трубки.
Установка термобаллона ТРВ после теплообменника позволяет повысить теплосъём испарителя благодаря улучшению его заполнения жидким фреоном и снижению концентрации масла в маслофреоновой смеси. В этом случае ТРВ настраивают на значительно больший перегрев пара (не менее 15—20°С), обеспечивающий требуемое доиспарение фреона из масла.
Питание многосекционных испарителей с верхней подачей хладагента осуществляют с помощью специальных распределителей, устанавливаемых на жидкостном трубопроводе непосредственно после ТРВ. Принцип действия распределителя основан на том, что его гидравлическое сопротивление в 10 и более раз превышает сопротивление секции испарителя. Поэтому если падения давления фреона в различных секциях испарителя отличаются, например, на 10%, то суммарные падения давления в комплексах «распределитель плюс секция испарителя» будут отличаться не более чем на 1%. Распределители фреона устанавливают вертикально над верхней секцией испарителя. Это позволяет уравнять статические давления столбов жидкого фреона на входах в различные секции, особенно если они расположены по вертикали. Во фреоновых холодильных установках с несколькими охлаждаемыми объектами распределение хладагента между ними производят путем установки индивидуальных ТРВ перед каждым испарителем.
Питание испарителей, в которых фреон кипит в межтрубном пространстве (кожухотрубные и кожухозмеевиковые испарители), осуществляется с помощью ТРВ или поплавковых регуляторов уровня. При проектировании и эксплуатации систем необходимо особое внимание уделять созданию условий для возврата масла из этих аппаратов в компрессор.