Роль холодильного масла Основной функцией холодильного масла является снижение трения, которое возникает между двумя движущимися относительно друг друга и находящимися в контакте механическими деталями, такими, как: - подшипники качения идя скольжения большинства типов компрессоров — поршневых, винтовых, центробежных или пластинчатых;
- кольца и гильзы цилиндров поршневых компрессоров, за исключением, разумеется, компрессоров с сухими поршнями;
- клапаны большинства компрессоров;
- винты винтовых компрессоров, если они смазываются, а также зубчатые зацепления их синхронизаторов;
- пластины при контакте их торцов со статором и боковых поверхностей, скользящих в пазах роторов, у пластинчатых компрессоров.
К этой основной функции холодильного масла добавляется еще одна двойная функция: с одной стороны, повышение герметичности органов сжатия, а с другой — частичное содействие охлаждению некоторых компрессоров. В случае винтовых компрессоров функция охлаждения становится одной из основных, поскольку в них масло, непосредственно смешанное с нагнетаемыми парами, позволяет снизить температуру последних. Различные категории холодильных масел Холодильные масла (как, впрочем, масла вообще) подразделяют на две большие категории: - Минеральные масла, включающие два семейства:
- парафиновые масла;
- нафтеновые масла.
Синтетические масла, подразделяющиеся на пять семейств: - углеводороды (используются в 40% случаев), которые включают:
- полиальфаолефины,
- ароматические алкилаты,
- циклоалифатиты,
- полибутадиены;
- эфиры (используются в 20% случаев);
- полигликоли (в 33% случаев);
- эфирные фосфаты (в 5%);
- прочие (в 2%), которые включают:
- силиконы,
- силикаты,
- полифенилэфиры,
- фторуглероды.
|