Главная
Техническая информация
Общая информация
Отечественная индустрия искусственного холода

Отечественная индустрия искусственного холода накануне вступления России во Всемирную Торговую Организацию

торговое холодильное оборудование

Государственная техническая политика России на современном этапе развития национальной промышленности формируется как политика переходного периода, характеризующегося углублением процессов либерализации экономики. Указанные процессы сопровождаются изменением форм собственности промышленных предприятий, развитием рыночного регулирования производственной сферы, появлением свободных рынков товаров и услуг, расширением участия российских производителей в международном разделении труда.

Последние три обстоятельства должны особенно заметно проявиться после вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО). Всемирная торговая организация является международной структурой, созданной в январе 1995 года, взамен существовавшего ранее (с 1947 года) Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Назначение ВТО — регулирование торгово-политических отношений государств — членов ВТО на основе так называемого пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 — 1994 годы), выступающего в качестве правового базиса современной международной торговли /1/.

Указанные Соглашения предполагают соблюдение следующих основополагающих принципов и правил:

  • торговля без дискриминации, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного производства;

  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами, ликвидация технических барьеров в торговле (ТБТ);

  • отказ от использования количественных и иных ограничений на товары и услуги;

  • прозрачность (транспарентность) торговой политики;

  • решение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Основные последствия вступления России в ВТО можно объединить в две группы. К первой группе относятся обязательства и права по доступу на международный и внутренний российские рынки. Во второй группе находится приведение национального законодательства в соответствие с положениями соглашений ВТО и встраивание России в международную правовую систему регулирования отношений хозяйствующих субъектов в области торговли.

Одной из основных составляющих первой группы является реформирование системы нетарифных барьеров в торговле, и в частности, устранение технических барьеров, в качестве которых могут выступать национальные стандарты и другие нормативные документы, регламентирующие технические требования к той или иной продукции.

Задачу устранения технических барьеров в торговле призван решать введенный в действие с 1 июля 2003 года Федеральный Закон о техническом регулировании № 184-ФЗ /2/. Согласно Закону о техническом регулировании в России появляется новый документ государственного регулирования рынка — технический регламент (ТР). Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. В качестве объектов технического регулирования применительно к холодильной технике выступают все виды холодильного оборудования, процессы его производства, хранения, транспортирования, эксплуатации и утилизации. Предметом технического регулирования является формирование требований к оборудованию на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивающих защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охрану окружающей среды и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей оборудования.

Реформа технического регулирования в России, основанная на замене массива действующей НТД техническими регламентами, отличается от системы технического регулирования, действующей на Западе. Так, например, в странах Евросоюза на сегодня принят так называемый «новый подход», основанный на принятии Директив ЕС. В США, Канаде, Японии, Индокитае, странах Латинской Америки техническое регулирование, как правило, осуществляется через органы исполнительной власти по аналогии с тем, как это было в России до 2003 года.

Технические регламенты, в отличие от этого, имеют статус Федеральных законов, то есть принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ. В отдельных, особо оговоренных Законом /2/ случаях, ТР может вводиться в действие Постановлением Правительства РФ, Указом Президента либо Международным Договором РФ, ратифицированным в установленном порядке. Требования, вошедшие в ТР, являются обязательными для соблюдения и применения.

Со дня вступления в силу Закона /2/ все требования действующих в настоящее время стандартов и других нормативных актов и документов в области холодильной техники подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Остальные требования подлежат исполнению на добровольной основе.

Идеология реформирования системы технического регулирования, реализованная в Законе /2/, может быть сведена к следующим основным принципам:
  • В условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности. Потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка. Эти отношения регулируются государством не прямым нормированием, а исключительно обеспечением законосообразности такого рода отношений.

  • Обязательные требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах — технических регламентах. Общие технические регламенты регулируют экономику в целом, специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности.

  • Введение обязательных норм переносится с ведомственного уровня на уровень общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента, ратифицированные межгосударственные договоры, а также постановления Правительства, действующие до принятия данного регламента законом. Тем самым признается, что техническое регулирование — нормирование и контроль — является одним из основных инструментов выработки и реализации макроэкономической политики.

  • Закладывается стратегическая установка на переход от крайне обременительного дорыночного контроля к контролю на рынке.

  • Принципиально более демократичной становится процедура подготовки и принятия документов новой нормативно — правовой базы, открывающая возможность самого активного участия в этом процессе для предпринимательского и потребительского сообществ, а также научно-технической общественности.

Работа по подготовке проектов технических регламентов в различных областях реальной экономики была начата еще до вступления в силу закона о техническом регулировании. Однако в силу различных причин к настоящему моменту действует только один технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609. Вместе с тем, согласно заявлению председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, которое он сделал на встрече с журналистами различных СМИ в конце февраля 2006 года, процесс принятия технических регламентов в этом году после паузы в 2,5 года, возможно, сдвинется с мертвой точки. По его словам, бизнес наконец-то «получил от правительства сигнал о том, что пора активно заняться разработкой технических регламентов». В ближайшее время правительство должно внести на рассмотрение в Госдуму около 20-25 законопроектов по техническому регулированию. Планируется, что в течение 5,5 лет будет принято до 50 общих регламентов, а также от 600 до 100 специальных регламентов в виде федеральных законов.

Весь массив разработанных и запланированных к разработке проектов технических регламентов условно можно разделить на три группы. В первой группе находятся регламенты (всего их 84 наименования), предусмотренные Программой разработки технических регламентов на 2004 — 2006 годы, которая утверждена Распоряжениями Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р и от 8 ноября 2005 г. № 1889-р. Во второй группе (свыше 130 наименований) технические регламенты, разрабатываемые экспертными советами, созданными при Экспертном управлении Президента РФ и Экономической рабочей группе при Администрации Президента РФ. И, наконец, третья группа — это регламенты, подготовленные по инициативе разработчиков (около 80 наименований). Специальный технический регламент на холодильные системы и оборудование входит во вторую группу. Состав экспертного совета по разработке федерального закона о техническом регламенте «О безопасности холодильных систем и оборудования» утвержден Распоряжением руководителя Экспертного управления Администрации Президента РФ А. Дворковича от 27.09.2005 № 23. Вместе с тем, в настоящее время подготовлены изменения в правительственную Программу разработки технических регламентов, в соответствии с которыми в нее включен и специальный технический регламент по безопасности холодильных систем.

Одновременно со дня вступления в силу Закона /2/ претерпела изменение процедура подтверждения соответствия продукции требованиям ТР, положениям стандартов и иных документов. Отныне подтверждение соответствия может быть как добровольным, так и обязательным, причем формой подтверждения соответствия являются либо декларация о соответствии, либо сертификат соответствия. Оба этих документа являются юридически абсолютно равноправными. Отличие их состоит в том, что декларацию соответствия готовит производитель (поставщик) продукции, а сертификат соответствия выдает независимый негосударственный сертифицирующий орган, аккредитованный для выполнения этой функции в Федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию (сегодня — это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ). Перечень продукции, в отношении которой предусматривается обязательное подтверждение соответствия, должен будет ежегодно определяться (и корректироваться) Правительством РФ.


 

"Добавить комментарий"


"Обновить"

<< Назначение, области применения и работа капиллярной трубки   Парниковый эффект - разрушение озонового слоя >>

 

Menu